Юрист
ЮК Александр Янев о новом Законе «Об
осуществлении государственных закупок»
для Ukrainian Procurement Club
- Александр, расскажите, пожалуйста, о новом Законе «Об осуществлении государственных закупок» № 1197-VII от 10.04.2014. Какие произошли ключевые изменения?
Новым
Законом № 1197-VII от 10.04.2014 было существенным
образом пересмотрено систему осуществления
государственных закупок, основой которой
стало желание законодателя усилить
прозрачность, законность осуществления
таких процедур, устранить проявления
коррупции, а также дискриминации
относительно отдельных участников в
рамках процедур государственных закупок.
Так, можно отметить расширение действие
нового Закона, как относительно самого
предмета государственной закупки, в
том числе за счет уменьшения его
стоимости, так субъектного состава
благодаря отмене понятие «государственные
средства» и введения нового определения
понятия «заказчик». Также заслуживает
внимания, ожидаемая со стороны иностранных
фармкомпаний, отмена требования о
наличии собственных производственных
мощностей и/или центров обслуживания
на территории Украины. Переименована
процедура закупки у одного участника
в переговорную, а также сократилось
число случаев ее применения к участникам.
Более детальный список изменений и
нововведений будет представлен в самой
презентации.
- На кого распространяется действие Закона?
Закон
применим к юридическим лицам, которые
подпадают под критерии заказчиков, при
условии, что стоимость предмета закупки
(без учета НДС), а именно товаров, услуг
равна или превышает 100 тысяч гривен, а
работ – 1 миллиона гривен. Сразу отмечу,
что, пытаясь установить, является то
либо иное юридическое лицо заказчиком,
стоит руководствоваться как положениями
нового Закона, так и рекомендацией
Минэкономразвития от 23.05.2014. При этом
наиболее точное толкование в каждом
индивидуальном случае можно ожидать
от уполномоченного органа в сфере
государственных закупок. К примеру,
достаточно широкое определение дается
таким критериям для определения заказчика
как «потребности государства и
территориальной общины», «промышленный
и коммерческий характер деятельности»,
а также «получатель бюджетных средств»,
благодаря которым в отдельных случаях
даже частное юридическое лицо может
выступать в роли заказчика.
- Позволяет ли новый Закон разрешить сложившиеся проблемные вопросы?
Преждевременно
полагать, что новый Закон способен
решить все проблемные вопросы, возникающие
ранее в процессе осуществления
государственных закупок. Если говорить
о прозрачности процедур, на которые
направленны обнародования отдельных
сведений относительно осуществляемых
и совершенных государственных закупок
на веб-портале Минэкономразвития, то
они не позволяют в полной мере проверить
поданное отдельным участником предложения
на соответствие квалификационным
критериям и устранить соответствующие
коррупционные практики. Так, материалы
такого предложения, касающиеся
соответствия предмета закупки
спецификации, не предоставляются иным
участникам и общественности для
ознакомления. Также Закон не решает
актуальные проблемные вопросы, связанные
с изменением курса валют.
Не
устранены также иные вопросы в сфере
закупки лекарственных средств и изделий
медицинского назначения на стадии
подготовки спецификации, к примеру,
закупки на основании лотов, которые
иногда используются для частичного или
полного устранения конкуренции и
периодически стают предметом рассмотрения
в антимонопольных органах Украины, и
тому подобные.
- А что Вы можете сказать относительно порядка осуществления закупок с учетом новых требований нового закона? Произошли какие-либо изменение в самой процедуре?
На
данный момент отменена процедура
реверсного аукциона, которая могла бы
позволить совершать государственные
закупки в электронном виде, однако
разработан законопроект, который
позволит ее возобновить. Кроме того,
изменений претерпели сроки совершения
отдельных действий в рамках процедуры
государственных закупок, увеличено
число лиц, которые могут оспорить
законность проведения государственных
закупок, порядок опубликования сведений,
участие общественности, критерии для
отклонения предложения участников.
Например, отныне регистрация участника
в оффшорной зоне может послужить причиной
непринятия его предложения.
- Каким образом нововведения отобразятся на заказчике?
Во-первых,
поскольку претерпели изменения критерии
для определения того, кто является
заказчиком, необходимо будет дополнительно
устанавливать, распространяется ли
действие Закона на них. Кроме того,
заказчикам придется учитывать новые
сроки проведения процедур в рамках
государственных закупок, подавать в
ином порядке информацию для опубликования
уполномоченным органом, а также
самостоятельно размещать ее на своем
веб-сайте в отдельных случаях.
Не
можем не спросить как выглядит процедура
закупок в условиях колебания курса
гривны?
Новый
Закон должным образом не регулирует
вопрос изменения договора в связи с
изменением курса валют. Так, действительно
такое основание предусмотрено, однако
обуславливается установлением в
документации конкурсных торгов и
договоре о закупке порядка изменения
цены в зависимости от изменения курса
валют. При этом остаются открытым
вопросом, на какую дату заказчик может
осуществлять перерасчет цены в связи
с таким изменением условий, как правильно
корректировать количество товаров, а
также будет ли такая практика признана
неправомерной контролирующим органом.
Как итог, заказчик и участник подвержены
риску привлечения к уголовной
ответственности, а также признания иным
участником договора недействительным.
--
информация об эксперте: Александр Янев
Юрист Юридической компании «Правовой Альянс»
Магистр права. Окончил Национальную юридическую академию Украины имени Ярослава Мудрого.
Работал с ведущими в своих областях международными компаниями Boeringer Ingelheim RCV & GmbH CoKG, Berlin-Chemie Menarini. Консультировал в юридических вопросах сеть магазинов и аптек WATSONS, являлся юристконсультом для сети фарммаркетов «АПТЕКА ДОБРОГО ДНЯ».
Достиг профессионального признания в различных сферах юридической практики, среди которых приоритетные области: фармацевтика, рынок FMCG, пищевые продукты, реклама, государственный рыночный надзор.
В 2009 году был признан юристом года в организации «АПТЕКА 95».
Член Ассоциации юристов Украины, Американской торговой палаты в Украине. Юридический советник Ассоциации «Парфюмерия и Косметика Украины».
Специализируется в фармацевтическом, хозяйственном и договорном праве, сопровождении судебных споров и споров в международном коммерческом арбитраже.
Комментариев нет:
Отправить комментарий