среда, 20 августа 2014 г.

Интервью Александра Янева «Об осуществлении государственных закупок» / ЮК "Правовой Альянс"

Юрист ЮК Александр Янев о новом Законе «Об осуществлении государственных закупок» для Ukrainian Procurement Club

  • Александр, расскажите, пожалуйста, о новом Законе «Об осуществлении государственных закупок» № 1197-VII от 10.04.2014. Какие произошли ключевые изменения?
Новым Законом № 1197-VII от 10.04.2014 было существенным образом пересмотрено систему осуществления государственных закупок, основой которой стало желание законодателя усилить прозрачность, законность осуществления таких процедур, устранить проявления коррупции, а также дискриминации относительно отдельных участников в рамках процедур государственных закупок. Так, можно отметить расширение действие нового Закона, как относительно самого предмета государственной закупки, в том числе за счет уменьшения его стоимости, так субъектного состава благодаря отмене понятие «государственные средства» и введения нового определения понятия «заказчик». Также заслуживает внимания, ожидаемая со стороны иностранных фармкомпаний, отмена требования о наличии собственных производственных мощностей и/или центров обслуживания на территории Украины. Переименована процедура закупки у одного участника в переговорную, а также сократилось число случаев ее применения к участникам. Более детальный список изменений и нововведений будет представлен в самой презентации.


  • На кого распространяется действие Закона?
Закон применим к юридическим лицам, которые подпадают под критерии заказчиков, при условии, что стоимость предмета закупки (без учета НДС), а именно товаров, услуг равна или превышает 100 тысяч гривен, а работ – 1 миллиона гривен. Сразу отмечу, что, пытаясь установить, является то либо иное юридическое лицо заказчиком, стоит руководствоваться как положениями нового Закона, так и рекомендацией Минэкономразвития от 23.05.2014. При этом наиболее точное толкование в каждом индивидуальном случае можно ожидать от уполномоченного органа в сфере государственных закупок. К примеру, достаточно широкое определение дается таким критериям для определения заказчика как «потребности государства и территориальной общины», «промышленный и коммерческий характер деятельности», а также «получатель бюджетных средств», благодаря которым в отдельных случаях даже частное юридическое лицо может выступать в роли заказчика.
  • Позволяет ли новый Закон разрешить сложившиеся проблемные вопросы?
Преждевременно полагать, что новый Закон способен решить все проблемные вопросы, возникающие ранее в процессе осуществления государственных закупок. Если говорить о прозрачности процедур, на которые направленны обнародования отдельных сведений относительно осуществляемых и совершенных государственных закупок на веб-портале Минэкономразвития, то они не позволяют в полной мере проверить поданное отдельным участником предложения на соответствие квалификационным критериям и устранить соответствующие коррупционные практики. Так, материалы такого предложения, касающиеся соответствия предмета закупки спецификации, не предоставляются иным участникам и общественности для ознакомления. Также Закон не решает актуальные проблемные вопросы, связанные с изменением курса валют.
Не устранены также иные вопросы в сфере закупки лекарственных средств и изделий медицинского назначения на стадии подготовки спецификации, к примеру, закупки на основании лотов, которые иногда используются для частичного или полного устранения конкуренции и периодически стают предметом рассмотрения в антимонопольных органах Украины, и тому подобные.
  • А что Вы можете сказать относительно порядка осуществления закупок с учетом новых требований нового закона? Произошли какие-либо изменение в самой процедуре?
На данный момент отменена процедура реверсного аукциона, которая могла бы позволить совершать государственные закупки в электронном виде, однако разработан законопроект, который позволит ее возобновить. Кроме того, изменений претерпели сроки совершения отдельных действий в рамках процедуры государственных закупок, увеличено число лиц, которые могут оспорить законность проведения государственных закупок, порядок опубликования сведений, участие общественности, критерии для отклонения предложения участников. Например, отныне регистрация участника в оффшорной зоне может послужить причиной непринятия его предложения.
  • Каким образом нововведения отобразятся на заказчике?
Во-первых, поскольку претерпели изменения критерии для определения того, кто является заказчиком, необходимо будет дополнительно устанавливать, распространяется ли действие Закона на них. Кроме того, заказчикам придется учитывать новые сроки проведения процедур в рамках государственных закупок, подавать в ином порядке информацию для опубликования уполномоченным органом, а также самостоятельно размещать ее на своем веб-сайте в отдельных случаях.
Не можем не спросить как выглядит процедура закупок в условиях колебания курса гривны?
Новый Закон должным образом не регулирует вопрос изменения договора в связи с изменением курса валют. Так, действительно такое основание предусмотрено, однако обуславливается установлением в документации конкурсных торгов и договоре о закупке порядка изменения цены в зависимости от изменения курса валют. При этом остаются открытым вопросом, на какую дату заказчик может осуществлять перерасчет цены в связи с таким изменением условий, как правильно корректировать количество товаров, а также будет ли такая практика признана неправомерной контролирующим органом. Как итог, заказчик и участник подвержены риску привлечения к уголовной ответственности, а также признания иным участником договора недействительным.

--
информация об эксперте:  Александр Янев
Юрист Юридической компании «Правовой Альянс»
Магистр права. Окончил Национальную юридическую академию Украины имени Ярослава Мудрого.
Работал с ведущими в своих областях международными компаниями Boeringer Ingelheim RCV & GmbH CoKG, Berlin-Chemie Menarini. Консультировал в юридических вопросах сеть магазинов и аптек WATSONS, являлся юристконсультом для сети фарммаркетов «АПТЕКА ДОБРОГО ДНЯ».
Достиг профессионального признания в различных сферах юридической практики, среди которых приоритетные области: фармацевтика, рынок FMCG, пищевые продукты, реклама, государственный рыночный надзор.
В 2009 году был признан юристом года в организации «АПТЕКА 95».
Член Ассоциации юристов Украины, Американской торговой палаты в Украине. Юридический советник Ассоциации «Парфюмерия и Косметика Украины».
Специализируется в фармацевтическом, хозяйственном и договорном праве, сопровождении судебных споров и споров в международном коммерческом арбитраже.




Комментариев нет:

Отправить комментарий